СПП с придаточным определительным
Синтаксис является одним из самых трудных и интересных разделов русской грамматики. Благодаря различным синтаксическим конструкциям мы можем избегать тавтологии. Синтаксические конструкции обогащают язык. Умело построенное предложение точнее и красочнее выражает мысль автора. На уроке вы повторите особенности простого и сложного предложений, строение сложноподчиненного предложения с придаточным определительным и придаточным местоименно-определительным; виды связи в простом и сложном предложении, научитесь исправлять грамматические ошибки в тексте
Посмотрите видеоурок.
Упражнение 1. (Задание выполняется в тетрадях)
Запишите предложения, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. Каким членом предложения является союзное слово который? Составь схемы предложений.
1) Каждый день проходил я мимо берёзы на которой чернело гнездо.
2) Он спускался с гор вершины которых уже не видны в темноте. Шаги и осыпь камней глушил всё нарастающий, всё призывней ревущий гул потока на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены.
3) Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах меж которыми лишь (кое) где видна бледная просинь. На берегах бело и (от) того река кажется тёмной, (не) приветливой.
(В. Астафьев)
Упражнение 2.
Продолжите предложения. Каким членом предложения является слово который? Замените там, где это возможно, придаточные определительные причастными оборотами.
1) Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются ... .
2) Синтаксис — это ....
3) Согласование — это такой способ подчинительной связи, при котором ... .
4) Управление — это ....
5) Примыкание — это ....
6)Вводными называются слова, при помощи которых ....
7) Глагол — это знаменательная часть речи, которая ....
8) Местоимение — это ....
Упражнение 3.
Пользуясь толковым словарём, выясните значение указанных слов. Составьте сложноподчинённые предложения, объясняя значение данных слов.
Абонент –
Абонемент –
Адресат –
Адресант
Упражнение 4.
Используйте данные фразы в качестве главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. Используйте разные союзные слова, составляя предложения. Объясните, что объединяет все составленные вами предложения. Чем они отличаются? Сделайте вывод.
1) Туристы не спеша подошли к мосту, ... .
2) К утру мы, наконец, переправились на другую сторону реки, ... .
3) Мы живём теперь в доме, ....
4) Я в первый раз в жизни увидел море, ... .
5) Многие из людей, ..., поддерживали меня в трудную минуту.
6) На столе, ..., аккуратно были сложены чертежи и учебники.
Выполни контрольный тест.