СПП с придаточным определительным

Синтаксис является одним из самых трудных и интересных разделов русской грамматики. Благодаря различным синтаксическим конструкциям мы можем избегать тавтологии. Синтаксические конструкции обогащают язык. Умело построенное предложение точнее и красочнее выражает мысль автора. На уроке вы повторите особенности простого и сложного предложений, строение сложноподчиненного предложения с придаточным определительным и придаточным местоименно-определительным; виды связи в простом и сложном предложении, научитесь исправлять грамматические ошибки в тексте

Посмотрите видеоурок.

 

 

Упражнение 1. (Задание выполняется в тетрадях)

Запишите предложения, подчёркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. Каким членом предложения является союзное слово который? Составь схемы предложений.

1) Каждый день проходил я мимо берёзы на которой чернело гнездо.

2) Он спускался с гор вершины которых уже не видны в темноте. Шаги и осыпь камней глушил всё нарастающий, всё призывней ревущий гул потока на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены.

3) Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах меж которыми лишь (кое) где видна бледная просинь. На берегах бело и (от) того река кажется тёмной, (не) приветливой.
(В. Астафьев)

Упражнение 2.

Продолжите предложения. Каким членом предложения является слово который? Замените там, где это возможно, придаточные определительные причастными оборотами.

1) Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются ... . 
2) Синтаксис — это .... 
3) Согласование — это такой способ подчинительной связи, при котором ... . 
4) Управление — это .... 
5) Примыкание — это .... 
6)Вводными называются слова, при помощи которых .... 
7) Глагол — это знаменательная часть речи, которая .... 
8) Местоимение — это ....

Упражнение 3.

Пользуясь толковым словарём, выясните значение указанных слов. Составьте сложноподчинённые предложения, объясняя значение данных слов.

Абонент –
Абонемент –
Адресат –
Адресант


Упражнение 4.

Используйте данные фразы в качестве главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. Используйте разные союзные слова, составляя предложения. Объясните, что объединяет все составленные вами предложения. Чем они отличаются? Сделайте вывод.

1) Туристы не спеша подошли к мосту, ... . 
2) К утру мы, наконец, переправились на другую сторону реки, ... . 
3) Мы живём теперь в доме, .... 
4) Я в первый раз в жизни увидел море, ... . 
5) Многие из людей, ..., поддерживали меня в трудную минуту. 
6) На столе, ..., аккуратно были сложены чертежи и учебники.

Выполни контрольный тест.