Тема урока "СПП с придаточным изъяснительным" (закрепление изученного на уроке)

Выполни задания

1. Найти  и исправь пунктуационные ошибки 

       У меня были инструменты для выпиливания при помощи, которых я сделал красивую рамочку.

     Я не выучил правило на основании, которого решалась задача.

     Мы ходили на экскурсию в течение ,которой я многое узнал.

  • Выполни синтаксический разбор 1-го предложения

 

      2.  Расставить знаки препинания в «отрезках» предложений

                       …сосуд крышка которого…

                       …река по обе стороны которой росли…

                       …оболочка из пластмассы назначение которой…

                       …высоким забором вдоль которого…

                       …большие дома в нижних этажах которых…

                       …камнем открытие свойств которого…

3. Конструирование СПП с придаточными изъяснительными по данной модели

             - Невозможно рассказать, какое…

            - Им очень хотелось…

            - Ей кажется, будто…

            - Было удивительно, как…

            - Нехорошо, если вы…

            - Нам пока неизвестно, кто…

            - Мне было безразлично, где…

             - Хорошо слышно, откуда…

            - Неизвестно, будет ли…

            - Невозможно понять , откуда…

4. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя и объясняя знаки препинания.

Я никому (н..) поверю что есть на нашей земле места скучные и (н..) дающие никакой пищи н.. глазу н.. слуху н.. воображению н.. человеческой мысли. Только исследуя какой-нибудь клоч..к нашей страны можно понять как она хороша и как мы сердцем пр..вязаны к каждой её тропинке роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.
(К. Паустовский)

 

 

TestEdu v1.17 Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»
 
 
 
Русский язык 6 класс   |   Дата: 10.12.2015   |   Вопросов: 12   |   
Вопрос № 1

На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

 
падежные вопросы
вопросы определения
падежные и вопросы определения
вопросы обстоятельства
Вопрос № 2

Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?

 
с помощью союзных слов
с помощью частицы ли
с помощью союзов
с помощью союзов, союзных слов, частицы ли
Вопрос № 3

Место придаточного изъяснительного по отношению к главному

 
после главного предложения
в середине предложения
перед главным
любая позиция по отношению к главному
Вопрос № 4

Укажите ложные высказывания:

 
изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния
без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл
изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов
изъяснительное придаточное относится только к глаголам
Вопрос № 5

Найдите предложение, соответствующее схеме […., (что), ]

 
Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.
Вопрос № 6

Укажите СПП с придаточным изъяснительным

 
Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
Он сообщил, что возвращается экспедиция.
Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.
Вопрос № 7

Определите предложение с придаточным изъяснительным.

 
Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
Вопрос № 8

Определите предложение с придаточным изъяснительным.

 
И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
Вопрос № 9

Определите предложение с придаточным изъяснительным.

 
Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
Настало время, когда я решил отправиться в путь.
Вопрос № 10

Определите предложение с придаточным изъяснительным:

 
Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.
Вопрос № 11

Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

 
Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
Говорили, будто его видели в городе.
И послышалось мне, будто снег скрипит.
Непонятно, откуда берётся эта пыль.
Вопрос № 12

Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.

 
Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.
Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.
Никита при жизни отца не знал, любит ли его.
Никто не знал, откуда появилась эта девушка.
 

.