Тема урока

СПП с несколькими придаточными

Что такое однородное, параллельное,  последовательное подчинение? Как связаны между собой  части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как  средство повторения  раздела «Сложноподчиненное предложение».

Повторим изученное на прошлых уроках

Посмотрите видеоурок.

Проверь себя

 

TestEdu v1.17 СПП с несколькими придаточными. Тип подчинения
Определите пит подчиения СПП с несколькими придаточными
 
Русский язык 9 класс   |   Дата: 29.12.2015   |   Вопросов: 10   |   Автор: Ефимова Марина Геннадьевна
Вопрос № 1

Бывают такие дни, когда всё ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 2

Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 3

Проснуись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевёрнутое ведро утренняя роса.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 4

Ещё недавно мы вспоминали, что были очень с ним дружны и что при любой возможности старались увидеться друг с другом.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 5

Когда он подошёл, я спросил, куда надо идти дальше.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 6

Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у неё весьма своеобразная поверхность.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 7

Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 8

Дед сказал, что зима будет тёплая и что урожай уродится богатый.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 9

Как бы ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

 
однородное
параллельное
последовательное
Вопрос № 10

Я пришёл к тебе с приветом рассказать , что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

 
однородное
параллельное
последовательное
 

.

До­маш­нее за­да­ние

Во­про­сы

1.На какие виды де­лят­ся слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми?

2. С по­мо­щью чего при­да­точ­ные при­со­еди­ня­ют­ся к  глав­ным пред­ло­же­ни­ям?

3. Чем объ­яс­нить, что  слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в  на­уч­ном стиле?

Упраж­не­ние 1. Опре­де­ли­те вид связи при­да­точ­ных пред­ло­же­ний в слож­но­под­чи­нен­ном, спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

(1) Но груст­но ду­мать что на­прас­но была нам мо­ло­дость дана что из­ме­ня­ли ей все­час­но  что об­ма­ну­ла нас она (А. Пуш­кин). (2 ) Дерсу ска­зал  что это не тучи а туман  и что зав­тра день будет сол­неч­ный и даже жар­кий  (В. Ар­се­ньев). (3) Если бы мне иметь сто жиз­ней они не на­сы­ти­ли бы всей жажды по­зна­ния ко­то­рая  сжи­га­ет меня (В. Брю­сов). (4) Она при­ш­ла в ужас когда узна­ла что пись­мо нес отец  (Ф. До­сто­ев­ский). (5) Вода об­ру­ши­лась так страш­но что когда сол­да­ты бе­жа­ли внизу  им вдо­гон­ку уже ле­те­ли  бу­шу­ю­щие по­то­ки.(6) Кто в мо­ло­до­сти не свя­зал себя проч­ны­ми свя­зя­ми с внеш­ним  и пре­крас­ным делом или  по край­ней мере с чест­ным и по­лез­ным тру­дом тот может счи­тать свою мо­ло­дость  бес­след­но по­те­рян­ной как бы ве­се­ло она ни про­шла сколь­ко бы при­ят­ных вос­по­ми­на­ний  она ни оста­ви­ла.

Упраж­не­ние 2.  За­дай­те во­прос от глав­но­го к при­да­точ­но­му пред­ло­же­нию, опре­де­ли­те вид при­да­точ­но­го, составьте схемы предложений.

(1) Где бод­рый  серп гулял и падал колос те­перь уж пусто все (Ф. Тют­чев). .(2) Пи­са­рев писал что че­ло­ве­че­ская при­ро­да до такой сте­пе­ни бо­га­та силь­на  и эла­стич­на что может со­хра­нить свою све­жесть и кра­со­ту по­сре­ди  са­мо­го гне­ту­ще­го без­об­ра­зия окру­жа­ю­щей об­ста­нов­ки. (3) Доб­рый че­ло­век не тот кто умеет де­лать добро а тот кто не умеет де­лать зла (В. Клю­чев­ский).

 

*******************