Тема урока
СПП с несколькими придаточными
Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».
Повторим изученное на прошлых уроках
Посмотрите видеоурок.
Проверь себя
Домашнее задание
Вопросы
1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?
2. С помощью чего придаточные присоединяются к главным предложениям?
3. Чем объяснить, что сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле?
Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном, спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
(1) Но грустно думать что напрасно была нам молодость дана что изменяли ей всечасно что обманула нас она (А. Пушкин). (2 ) Дерсу сказал что это не тучи а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней они не насытили бы всей жажды познания которая сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас когда узнала что письмо нес отец (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно что когда солдаты бежали внизу им вдогонку уже летели бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или по крайней мере с честным и полезным трудом тот может считать свою молодость бесследно потерянной как бы весело она ни прошла сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.
Упражнение 2. Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного, составьте схемы предложений.
(1) Где бодрый серп гулял и падал колос теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). .(2) Писарев писал что человеческая природа до такой степени богата сильна и эластична что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (3) Добрый человек не тот кто умеет делать добро а тот кто не умеет делать зла (В. Ключевский).
*******************