Переходные и непереходные глаголы
Дорогие ребята!
Поэт Максим Геттуев говорил: «В тебе, русский язык, черпаю силы для смелых решений». А какие смелые решения могут быть без глаголов?.. И какие глаголы — переходные или непереходные — «смелее»?..
На уроке вы узнаете
- особенности смыслового значения и синтаксической сочетаемости переходных и непереходных глаголов;
- о непереходности возвратных глаголов с суффиксом -сь (-ся);
- об употреблении в речи глаголов с суффиксом -сь (-ся).
Вы научитесь
- определять переходность/непереходность глаголов;
- различать переходные и непереходные глаголы;
- находить их в тексте;
- составлять словосочетания с главными словами-глаголами с целью определения переходности/непереходности;
- находить и исправлять ошибки в употреблении возвратных глаголов с -сь (-ся).
Вспоминаем
Работаем с интерактивной таблицей
Внимательно рассмотрите таблицу, кликая мышкой на каждую ячейку.
Прочитайте теоретический материал.
- Выясните, чем переходные глаголы отличаются от непереходных, какие глаголы называются возвратными.
- Определите, являются ли возвратные глаголы переходными.
Глаголы переходные и непереходные
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть), принести дрова — принести дров.
Глаголы, имеющие постффикс-ся (-сь), называются возвратными. Например: брить — бриться, купать — купаться, строить — строиться. Все возвратные глаголы непереходные.
Переходность/непереходность - постоянный морфологический признак глагола.
Тренажёр
Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока, выполните упражнение.
Упражнение
Прочитайте текст. Скажите, как относится автор к хлебу и как относились к нему на Руси. Спишите текст, вставьте орфограммы, объясните графически свой выбор. Над каждым глаголом карандашом напишите переходный - непереходный.
Рассказать вам, как п_кут деревенский хле_?
Х_зяйка на стол с вечера ра_сыпает, сушит муку, отчего в доме светле_т, как от первого снега. Утром она чисто-начисто умывает(?)ся, смотр_т на свет руки, можно ли ими делать хле_, подвязывает волосы к_сынкой, просеива_т муку через бабушкино сито, у которого светится лубя_ой обод. Хозяйка закатыва_т рукава, мес_т тесто в глиня_ой квашне, тоже бабушкиной, трижды уронен_ой с лавки, с отбитыми краями, но внутри чист_й, глянцев_й и насквозь звонк_й. Тесто не поддаёт(?)ся, липн_т к пальцам, но хозяйка мнёт его с сосредоточенным лицом. Когда тесто переста_т пр_ставать к л_доням, хозяйка став_т квашню в тёплое место.
С этого времен_ в дом_ поселяет(?)ся ещё одно ж_вое существо — Хлеб.
В корчаг_ ему тесно, оно бычит(?)ся, дыш_т, и даже ребёнок перестаёт капризничать и пр_слушивает(?)ся, кот на лежанк_ просыпает(?)ся, а х_зяйка идёт обмять тесто.
(По С. Романовскому)
Тест