Обращение и знаки препинания при нем.

Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – “Обращение”.

 

Важные выводы

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращена речь: 

                  Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше. 

                  Здравствуй,
солнце да утро весёлое! 


        Обращение выражается именем существительным в именительном 
падеже и может находиться в начале, в середине и в конце предложения. 

      Обращение не является членом предложения.   


 


          1) Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется 
запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным 
знаком: 

                  Ребята, спешите на урок.     [О, …]. 

                  Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.   [О! …]. 

      После восклицательного знака следующее слово пишется 
с прописной буквы.   


        2) Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон 
выделяется запятыми: 

                Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?     […,О, …]?   


        3) Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением 
ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу 
предложения точка, восклицательный знак, вопросительный знак: 

                Простите за опоздание, товарищ генерал.   […, О]. 

                Здравствуй, красавица Волга!   […, О]! 

                О чём ты думаешь, казак?   […, О]?    

 

Электронное задание <<

Тест предназначен для проверки уровня усвоения материала по данной теме, проводится на заключительном этапе урока
Обращение и знаки препинания при нем TestEdu v1.17
Русский язык 5 класс   |   Дата: 12.12.2015   |   Вопросов: 8   |   
Вопрос № 1

Укажите обращение в предложении:
Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?

 
Введите ответ:
Вопрос № 2

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой

 
Здравствуй, красавица, Волга, с детства тебя я любил.
Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя я любил.
Здравствуй, красавица Волга, с детства тебя ,я, любил.
Вопрос № 3

Выберите номер, обозначающий предложения с обращениями только к неодушевленным предметам

 
Ребята, спешите на урок.
Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи!
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Вопрос № 4

Обращение может стоять:

 
только в начале и конце предложения
только в середине предложения
в начале, в середине, в конце предложения
Вопрос № 5

Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

 
Вот бы мне очутиться в Москве!
Спой светик не стыдись!
Я очень рад тебе.
Вопрос № 6

На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?
Ешь (1) ты (2) досыта (3) бурёнушка (4) моя.

 
1, 2, 3, 4
3, 4
3
Вопрос № 7

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

 
Мама, разреши мне сегодня пойти на книжную выставку.
Катя! Иди сюда.
Мамочка доброе утро!
Вопрос № 8

Укажите предложение без пунктуационной ошибки

 
Спасибо, Толя, за марки!
Где, вы ребята, отдыхали?
О чем ты думаешь казак?
 

.