Четверг, 23.11.2017, 23:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
 
Главная | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Мой профиль | Выход | RSSПриветствую Вас Гость



Создание базового горизонтального меню для сайта CSS методами
   
Меню сайта
   
Категории раздела
   
В помощь ученику
Учителя вызывали? Интересные факты о русском языке Олимпиада "Грамотей" Вопрос о русском языке А знаете ли вы, что? Интерактивные таблицы Грамматические ошибки Речевые ошибки Орфографические ошибки Список литературы на лето
   
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 220
   
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
   
Форма входа
   
Новости образования
   
Работа сайта
   
Погода






 
 
 
Обобщающие слова
при однородных членах предложения
 
       Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака.
 
     Вспомните!
 
     - Что такое обобщающее слово? 

     - Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется  обобщенным
      
   
     А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом нашей работы будет самостоятельная работа. 
    
     Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам.     
                                                             
     Все в тающей дымке: холмы, перелески. 
     В саду, в доме – всюду стояла тишина. 
     Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью. 

     
Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам. 
    
     Задание 2. Докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения. 
     На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. 
     От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени. 
     Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу. 
     Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом. 

     
Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения. 
    
     Задание 3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово. 
    
     Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. 
     Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель. 
     Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины. 
     Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного. 

     
Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи. 
    
    Задание 4. Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Рассмотрите схемы и запишите их в лингвистическую тетрадь (Раздел "Синтаксис").
 
    
     Попробуйте устно рассказать о постановке знаков препинания.
 
 
    
      Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания.

     Сад степь двор все было в холодной тени. 
     Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы. 
     Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать. 
     Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду. 
    
     В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие.
 
     Пример: 
     В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта. 
    
     А в этом предложении сами поставьте знаки препинания. 
     Другие факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские бризы и прочее – играют второстепенную роль. 
     Обратите внимание  на интонацию, с которой произносятся предложения с обобщающими словами. Прочитайте предложение. 
     Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву. 
    
    Вы, наверно, обратили внимание, что  обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Однородные члены предложения читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией. 
    
     Прочитайте следующее предложение. 
     Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке. 
     
     В данном случае перечисление однородных членов заканчивается повышением тона на последнем из них, далее следует пауза. Обобщающее слово произносится со значительным усилением голоса, с интонацией пояснения, итога.
 
      Выполните тест.
 
      Задание 1.
 
      Задание 2.
 
Проверь себя
TestEdu v1.17 Обобщающие слова при однородных членах предложения
Тест на постановку знаков препинания при однородных членах предложения, при которых есть обобщающие слова, с несколькими вариантами ответов
 
Русский язык 8 класс   |   Дата: 23.03.2016   |   Вопросов: 12   |   
Вопрос № 1

Двоеточие при обобщающих словах ставится:

 
если обобщающее слово стоит впереди однородных членов
если обобщающее слово стоит после однородных членов
Вопрос № 2

Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).

 
В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
Утро рассеивает все страх усталость волнения
Вопрос № 3

В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?

 
Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.
Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.
И газеты, и телевидение, и радио__все средства массовой информации переполнены рекламой.
Вопрос № 4

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

 
Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.
Переименование касалось самых разных объектов__городов, районов, улиц, институтов.
Вопрос № 5

Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении:

 
Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. (И. Гончаров)
Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно. (В. Арсеньев)
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин)
Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. (К. Станюкович)
Вопрос № 6

Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):

 
В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере. (А. Н. Толстой)
Вопрос № 7

Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены):

 
Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. (Н. Гоголь)
В корзине была дичь два тетерева и утка. (И. Гончаров)
Всюду и наверху и нанизу кипела работа. (К. Станюкович)
Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (В. Арсеньев)
Вопрос № 8

Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин)
Обобщающим в этом предложении является слово

 
тоска.
что-то.
ямщика.
в песнях.
Вопрос № 9

Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. (В. Арсеньев)
Обобщающим в этом предложении является слово

 
ветры.
как-то.
прочее.
факторы.
Вопрос № 10

В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (С. Аксаков)
В этом предложении пропущены

 
тире и две запятые.
двоеточие и две запятые.
двоеточие и три запятые.
двоеточие, 2 запятые, тире.
Вопрос № 11

Две запятые и тире пропущены в предложении

 
В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.
Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)
Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин)
В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. П. Чехов)
Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
Вопрос № 12

Двоеточие и три запятые пропущены в предложении

 
В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.
Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин)
Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. (В. Солоухин)
В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. П. Чехов)
Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. (В. Шукшин)
 

.

 
ЕГЭ и ГИА
 
Поиск
 
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
 
Архив записей
 
Друзья сайта
 
Точное время
 
Сообщение
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 
Радио



Рейтинг сайтов